Уголовно-процессуальный кодекс дополнят новыми пунктами, предусматривающими наравне с заключением под стражу, домашним арестом и залогом новые меры пресечения для обвиняемых. Соответствующий законопроект Госдума приняла в третьем чтении.
Согласно данным статистики, заключение в СИЗО сейчас является самой распространенной мерой пресечения, ее избирают большинству обвиняемых. Например, в 2013 году под стражу заключили 133 755 человек, а залог суд избрал всего в 198 случаях. Домашний арест суды назначали в 3086 случаях. Таким образом, доля залога и домашнего ареста не превышает 0,42% и 2,43% соответственно.
То, что в России есть проблема с назначением меры пресечения, констатировал и Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Он постановил изменить законодательство так, чтобы в нем было более широкое применение других мер пресечения. ЕСПЧ обратил на это внимание еще в 2012 году, однако за несколько лет в России ни залог, ни домашний арест не стали реальной альтернативой для обвиняемых.
Новая мера пресечения, которую вводит принятый 5 апреля законопроект, называется запрет определенных действий. Согласно ст. 105.1 УПК, суд может установить такие меры, как, например, запрет выходить за пределы дома в определенное время, находиться в определенном месте, а также ближе определенного расстояния до конкретных объектов; отправлять и получать сообщения и письма, использовать интернет, общаться с определенными людьми или управлять автомобилем, если его преступление связано с нарушением ПДД. В последнем случае у человека отнимут права.
При этом отмечается, что подозреваемому или обвиняемому нельзя запретить вызвать скорую, полицию или аварийно-спасательную службу, а также связаться со следователем. Но обо всех таких звонках нужно сообщать.
Запрет может использоваться как отдельно от других мер пресечения, так и в совокупности с ними в любой момент производства по уголовному делу. Также суд может назначить как один запрет, так и сразу несколько. Если же обвиняемый нарушит запрет, суд может устрожить ему меру пресечения.