Эксперты пока не могут прийти к единому мнению в вопросе о том, какой должна быть ответственность за побои, в том числе нанесенные родственниками. Напомним, что с 15 июля прошлого года побои перестали считаться преступлением. Исключение составляют лишь побои, нанесенные из хулиганских побуждений, по экстремистским мотивам, либо в отношении близких лиц (ст. 116 Уголовного кодекса). В остальных случаях за это предусмотрена административная ответственность (ст. 6.1.1 КоАП). Но если побои наносит лицо, которое раньше уже подвергалось административной ответственности за такое деяние, это квалифицируется как преступление – независимо от мотивов или личности пострадавшего (ст. 116.1 УК РФ).
Таким образом, санкции в настоящий момент зависят от степени родства, и это, по словам экспертов, негативно сказывается, прежде всего, на детях. Специалисты отметили увеличение количества изъятий детей из семей органами опеки из-за побоев. При этом под побоями понимаются даже "шлепки в воспитательных целях". Об этом рассказали член Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, детей и материнства Людмила Виноградова и руководитель организации "Родительское Всероссийское Сопротивление" Мария Мамиконян. "Детей в случае побоев забирают из семей запросто", – поддержал адвокат Олег Барсуков.
По факту близкие люди несут по сравнению со всеми остальными более строгую, уголовную, ответственность. Эксперты настаивают на том, что эту социальную несправедливость необходимо устранить.
В этих целях в Госдуму в ноябре был внесен законопроект1, призванный декриминализовать побои, совершенные в отношении близких. Вчера он был принят депутатами во втором чтении. Однако далеко не все поддерживают эту инициативу.
Так, по мнению писателя и общественного деятеля Марии Арбатовой, принятие этого законопроекта приведет к тому, что незащищенные граждане станут еще более незащищенными.
Более того, с 15 июля побои в отношении близких перешли в сферу дел частно-публичного обвинения, то есть уголовное дело возбуждается по воле потерпевшего, но прекратить его в связи с примирением сторон нельзя (ч. 3 ст. 20 Уголовно-процессуального кодекса). Если же указанный выше законопроект будет принят, уголовное преследование лица, совершившего это деяние повторно, будет относиться к делам частного обвинения, производство по которым может быть закрыто после примирения сторон (ч. 2 ст. 20 Уголовно-процессуального кодекса).
Некоторые эксперты видят в декриминализации побоев в отношении близких угрозу всплеска насилия. "Нужно сделать все, чтобы человек, который подвергается насилию, не боялся. А для этого декриминализация не подходит", – убежден первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Георгий Фёдоров.
Не поддерживают эту инициативу и правоохранительные ведомства. Старший инспектор по особым поручениям главного Управления по обеспечению охраны общественного порядка МВД России Оксана Маркелова отметила, что с декриминализацией побоев с 15 июля 2016 года для близких лиц по сути ничего не изменилось – на них как распространялось действие ст. 116 УК РФ, так и продолжило распространяться. Раньше массового уголовного преследования таких лиц по этой статье не было, и, по ее словам, в связи со вступлением в силу поправок количество соответствующих уголовных дел не изменилось. "На сегодняшний день статистические и иные данные, которые могли бы свидетельствовать о том, что сейчас действительно необходимо вносить новые изменения, отсутствуют. Каких-либо репрессий в отношении близких лиц не зафиксировано", – дополнила она.
Поддержала коллегу и доцент кафедры Академии Генеральной прокуратуры РФ, к. ю. н. Наталья Коваль. Согласившись, что некая социальная несправедливость действительно образовалась, она, тем не менее, призвала не нагнетать ситуацию: "Давайте не будем путать шлепки и побои. Психиатры и неврологи дали заключение, что побои имеют негативные последствия для психического здоровья детей и подростков, вызывая разнообразные по глубине и продолжительности психические расстройства, способствуя их социальной изоляции, отклонению развития, формированию психологических травм, не редко с суицидальными тенденциями, злоупотреблением алкоголя и наркотиками и последующим криминальным поведением". Кроме того, эксперт согласилась, что принятие законопроекта о декриминализации побоев в отношении близких приведет к значительному росту семейного насилия, усилению латентности этого преступления, а также росту суицидов как среди взрослых, так среди детей и подростков.
"Основания для декриминализации в теории уголовного права возникают в двух случаях: если деяние потеряло общественную опасность или если в настоящих жизненных условиях оно больше не совершается. Побои не потеряли общественную опасность и не перестали совершаться. Изначально это была инициатива ВС РФ для того, чтобы разгрузить суды. Когда преступление декриминализируют для того, чтобы что-то или кого-то разгрузить, из этого ничего хорошего не будет", – предостерег юрист Фонда поддержки пострадавших от преступлений Александр Кошкин.
Вместе с тем адвокат Сталина Гуревич подчеркнула, что в данном случае речь идет не совсем о декриминализации. Побои, совершенные из хулиганских побуждений, по-прежнему в случае одобрения законопроекта будут считаться преступлением. "Даже если муж впервые избивает свою жену, но будет выявлен мотив хулиганских побуждений, он станет подлежать уголовной ответственности", – уточнила она. Что касается перевода побоев в сферу административного права, то это нововведение она считает, скорее, плюсом: "До изменений суды были завалены делами по этой статье, было огромное количество бумаг. Сейчас предлагается решать этот вопрос более оперативно в административном порядке". В том, что административные рычаги реагирования, в частности, задержание, смогут эффективнее защищать жертву побоев, уверена и Людмила Виноградова.
Тем не менее, председатель Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Антон Цветков высказал сомнение в том, что санкции, как уголовные, так и административные, защитят потерпевших: "В большинстве своем граждане не защищены в силу разных причин, включая и некачественную работу тех или иных подразделений полиции. Женщины не обращаются в полицию, потому что не верят, что им помогут". Именно в несовершенстве правоприменения многие усмотрели основную проблему – и новый законопроект ее, по мнению адвоката Павла Лапшова, не решит.
В связи с этим председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин предложил разработать систему повышения квалификации и аттестации работников правоохранительных органов, а также создать четкие должностные инструкции для участковых. "Нужно создать рабочую группу из профессионалов, которая прописала бы четкие алгоритмы – что должны делать сотрудники на каждом этапе производства по делу и к каким экспертам следует обращаться", – заявил он.
А Людмила Виноградова заявила, что дела частного обвинения, включая и дела о повторно нанесенных побоях, нужно изъять из подсудности мировых судей и передать дознавателям (гл. 41 УПК РФ).
Изменить следует и санкции за побои, исключив из них штраф – такой идеей поделилась с коллегами Сталина Гуревич: "Штраф – это наказание в том числе и для жертвы, независимо от того, кто ею является – ребенок, жена, муж. В любом случае это будет финансовое наказание для всех. Жена несколько раз подумает, обращаться ли ей с заявлением, потому что по сути она будет платить из своего кармана. Следовательно, жертва не пойдет писать заявление, а раз не будет административного наказания, то не будет и наказания уголовного. И побои в семье будут продолжаться". Сейчас размер административного штрафа за побои составляет от 5 тыс. до 30 тыс. руб. (ст. 6.1.1 КоАП РФ).
В свою очередь, председатель общественного экспертного Совета при уполномоченном по правам человека в городе Москве, д. ю. н., почетный адвокат России Людмила Айвар в очередной раз подчеркнула необходимость принятия закона о профилактике семейно-бытового насилия. "Может быть, было бы и неплохо перевести это деяние в административные правонарушения в первый раз. Но в этой ситуации должен быть закон, который защищал бы женщину, ребенка, старика или инвалида – лиц, жизнь которых находится в опасности. И я поддержала бы декриминализацию, если бы законопроект о профилактике семейно-бытового насилия прошел бы в Госдуме хотя бы первое чтение. Тогда люди, живущие в семье, могли бы знать, что они защищены и есть механизмы государственного воздействия на нарушителя, которого можно как-то обуздать и предупредить его о дальнейших негативных последствиях", – поделилась она. Отметим, что такой законопроект2 был внесен в Госдуму в сентябре прошлого года, но был отклонен в связи с отсутствием правительственного заключения на него.
Все высказанные экспертами предложения Антон Цветков пообещал учесть и передать в профильную рабочую группу, которую планируется создать в ближайшее время.
Источник "Гарант"