Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2023 г. N 16-П
Гражданин обратился в суд с иском о восстановлении на работе, о взыскании с работодателя причитающихся ему сумм (среднего заработка за время вынужденного прогула, оплаты работы в выходные дни, оплаты отпуска и др.), а также процентов (денежной компенсации) за нарушение установленных сроков выплаты заработной платы и иных выплат.
Суды частично удовлетворили требования. В части взыскания денежной компенсации за задержку причитающихся работнику выплат отказали: по их мнению, материальная ответственность работодателя, предусмотренная частью первой ст. 236 ТК РФ, наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленных работнику денежных средств; проценты не могут быть начислены на те денежные суммы, которые были присуждены работнику в рамках судебного спора.
Тогда гражданин обратился в Конституционный Суд РФ. По его мнению, статья 236 ТК РФ не соответствует Конституции РФ в той мере, в какой позволяет судам отказывать в удовлетворении требований работника о взыскании процентов (денежной компенсации) за задержку причитающихся ему выплат лишь на том основании, что соответствующие выплаты изначально не были начислены работодателем и являлись предметом спора, тем самым данная норма влечет за собой поощрение незаконных действий (бездействия) работодателя, нарушающих права работника.
КС РФ указал, что право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы может быть нарушено не только вследствие просрочки выплаты работодателем причитающихся работнику сумм заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат и (или) выплаты их не в полном размере, но и посредством того, что работодатель вовсе не начисляет и, соответственно, не выплачивает те или иные полагающиеся работнику выплаты. Совершенно очевидно, что в подобной ситуации работник претерпевает такие же негативные последствия, как и в случае задержки начисленной, но фактически не выплаченной заработной платы и (или) иных выплат, поскольку незаконно лишается причитающихся ему денежных средств, а потому в равной степени нуждается в применении тех же предусмотренных законом охранительных мер.
И хотя часть первая ст. 236 ТК РФ не связывает обязанность работодателя по выплате предусмотренных данным законоположением процентов (денежной компенсации) с фактом начисления работнику выплат, в практике судебного применения нередко она понимается как применимая лишь тогда, когда полагающиеся работнику денежные суммы, будучи начисленными работодателем, не были им своевременно выплачены (или были выплачены не в полном размере), и потому это законоположение не может применяться в случаях невыплаты работнику тех денежных сумм, которые не начислялись и право на которые стало предметом спора (см., например, определение Первого КСОЮ от 31.10.2022 N 8Г-27343/2022).
Часть первая ст. 236 ТК РФ признана не соответствующей Конституции РФ, в той мере, в какой по смыслу, придаваемому ей судебным толкованием, не обеспечивает взыскания с работодателя процентов (денежной компенсации) в случае, когда полагающиеся работнику выплаты не были начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение, с исчислением размера таких процентов (денежной компенсации) из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении. Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения.