Группа депутатов Госдумы внесла на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект, согласно которому МРОТ предлагается установить равным величине прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за II квартал текущего года. Но только в том в случае, если это не приведет к уменьшению размера оплаты труда. Средства на повышение МРОТ парламентарии предлагают изыскать за счет перераспределения средств фонда оплаты труда. По действующему законодательству, МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (

ч. 1 ст. 133 ТК РФ

). В то же время, предусматривается специальный порядок повышения МРОТ до уровня не ниже величины прожиточного минимума (

ст. 421 ТК РФ

). Но федеральный закон, который бы устанавливал такой порядок, до сих пор не принят. Авторы инициативы указывают на то, что действующий порядок приводит к значительному разрыву между двумя этими показателями, который с каждым годом только увеличивается. Так, прожиточный минимум для трудоспособного населения за II квартал 2015 года равняется 10 792 руб. (за тот же период 2014 года – 8885 руб.) (

п. 1 постановления Правительства РФ от 28 августа 2015 г. № 902

;

п. 1 постановления Правительства РФ от 21 марта 2015 г. № 260

), а размер МРОТ на текущий год закреплен на уровне 5965 руб. в месяц (на 2014 год – 5554 руб.) (ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "

О минимальном размере оплаты труда

";

ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 336-ФЗ

). Если в 2014 году МРОТ составлял 63% от прожиточного минимума, то в этом году первый показатель достиг 55% от второго. При этом величина прожиточного минимума в целом по России устанавливается Правительством РФ ежеквартально (ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "

О прожиточном минимуме в Российской Федерации

"), а МРОТ – раз в год, с 1 января.