В конце прошлой недели Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, которым предлагается скорректировать ряд положений КоАП РФ, определяющих правила наложения административных взысканий за правонарушения, выявляемые в рамках государственного и муниципального контроля (надзора).
В частности, проектом предусмотрено расширение круга лиц, которым штраф заменяется предупреждением за впервые совершенное административное правонарушение (ст. 4.1.1 КоАП РФ). Соответствующий порядок будет распространяться не только на субъектов МСП, некоммерческие организации и их работников, но и на любых других нарушителей при условии, что соблюдается общее требование, установленное ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ (отсутствие вреда жизни и здоровью людей, имуществу, окружающей среде, другим охраняемым интересам).
Если санкция за то или иное административное правонарушение предусматривает нижнюю и верхнюю границы штрафа, предлагается в виде общего правила назначать его в минимальном размере в тех случаях, когда нарушитель предотвратил или устранил вредные последствия своего проступка. При этом сохраняется и возможность назначения штрафа ниже минимального размера по предусмотренным законом основаниям.
Проектом вводится также "скидка" в размере 50% административного штрафа, наложенного по результатам мероприятий государственного или муниципального контроля (надзора), в случае его уплаты не позднее 20 дней со дня вынесения постановления по делу (с возможностью восстановления этого срока, если копия постановления получена правонарушителем после его истечения). Данное правило не будет применяться при предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения постановления о наложении штрафа.
В числе проектируемых норм можно отметить также следующие нововведения:
- общее правило о том, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом или проверки и оформления соответствующего акта (кроме случаев, когда допускается назначение предупреждения или штрафа без составления протокола или необходимо принятие обеспечительных мер);
- запрет на рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом, непосредственно участвовавшим в проведении контрольного (надзорного) мероприятия или проверки, по результатам которого дело было возбуждено (исключение составят упомянутые случаи наложения административного взыскания без составления протокола);
- увеличение с одного до шести месяцев предельного периода отсрочки исполнения постановления о назначении административного наказания.