Предлагается принять единый порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения для всех случаев, когда закон предусматривает дисциплинарную или административную ответственность за совершение противоправных действий в состоянии опьянения. Соответствующий проект вынесен на общественное обсуждение Минздравом России. В настоящее время уже действует аналогичный порядок медицинского освидетельствования – правда, применяется он только в отношении водителей транспортных средств (приказ Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения"). Минздрав России планирует, в частности, установить клинические признаки опьянения, правила химико-токсикологических исследований при проведении медицинского освидетельствования и критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение или преступление, находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование. Список таких критериев был несколько скорректирован по сравнению с действующим. К ним предлагается относить:
- запах алкоголя изо рта;
- неустойчивость позы;
- нарушение речи;
- резкое изменение окраски кожных покровов лица;
- поведение, не соответствующее обстановке.
Тогда как действующий перечень критериев помимо этого включает в себя еще два пункта: наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации, зарегистрированными, разрешенными для использования в медицинских целях и рекомендованными для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, и выраженное дрожание пальцев рук (приложение № 6 к приказу Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения").
Что касается клинических признаков опьянения, Минздрав России планирует разделить их на три категории:
- изменения психической деятельности (эмоциональная неустойчивость, ускорение или замедление темпа мышления и т. п.);
- изменение вегетативно-сосудистых реакций (учащение или замедление дыхания, вялая реакция зрачков на свет и т. п.);
- нарушения двигательной сферы (двигательное возбуждение или заторможенность, пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами и т. п.).
Сегодня Программа подготовки врачей (фельдшеров) по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения водителей включает в себя изучение действия психоактивных и токсических веществ на организм человека, в том числе и клинические признаки опьянения (п. 2.2 Программы), но их характеристика в приказе о медицинском освидетельствовании или в каком-то ином нормативном акте не приводится. Также предлагаемый ведомством проект предполагает ограничение сроков проведения химико-токсикологических исследований 14 рабочими днями с момента поступления пробы биологического объекта в лабораторию. Сегодня максимальный срок для получения результатов таких исследований не закреплен на федеральном уровне и может определяться региональным органом управления здравоохранением с учетом удаленности химико-токсикологической лаборатории от медицинских организаций, осуществляющих освидетельствование, особенностей пересылки биологических проб и результатов исследования (Примечание к Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у-05 "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством"). Кроме того, проектом предлагается утвердить новые форму акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения и форму журнала регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения.
Общественное обсуждение проекта продлится до 10 сентября 2015 года.