В соответствии с планом работы судебного участка на второе полугодие 2019 года проведено обобщение судебной практики рассмотрения мировым судьей судебного участка № 3 г. Новотроицка гражданских дел по заявлениям налоговых органов о взыскании сумм налогов и сборов с физических лиц.
На судебный участок №3 г.Новотроицка Оренбургской области за девять месяцев 2019 года поступило 365 заявлений о вынесении судебных приказов из налоговых органов о взыскании с граждан недоимок по налоговым платежам, что на 25 заявлений меньше, чем за аналогичный период прошлого года (было вынесено 390 судебных приказа).
Особенностью заявлений о вынесении судебных приказов о взыскании недоимки по налогам и сборам, поступивших в 2019 году стало то, что налоговый орган в одном заявлении о вынесении судебных приказов ставит требование о взыскании нескольких видов налогов, чего не было ранее, когда заявления о вынесении судебных приказов подавались по каждому виду налога, именно это и явилось основной причиной снижения количества заявлений.
По всем заявлениям судебные приказы вынесены в установленный ст.123.5 КАС РФ – пятидневный срок.
За указанный период в судебный участок от должников поступило 39 возражений относительно исполнения судебных приказов (за аналогичный период прошлого года поступило 59 возражений). Причины возражений:
- должники не были согласны с суммой начисленного налога,
- выбытие из собственности объекта налогообложения,
- налоговая инспекция дважды предъявила одно и то же требование о взыскании одного и того же налога к тому же лицу за тот же период.
По всем поступившим возражениям были вынесены определения об отмене судебных приказов, которые направлены сторонам в трехдневный срок после их вынесения.
По всем вынесенным судебным приказам, копии направлялись должникам своевременно в трехдневный срок – согласно требованиям ст. 123.5 КАС РФ.
Ст. 123.3 КАС РФ предусматривает, какие данные должны быть указаны в заявлении о вынесении судебного приказа.
Однако, если эти данные не указаны, то судья в соответствии со ст. 123.4 КАС РФ не может отказать в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Такое положение приводит к тому, что судья вынужден принимать заявления, где не указаны данные, предусмотренные законом, в том числе и необходимые данные.
Налоговая инспекция, зная это, позволяет себе составлять заявления абсолютно произвольно без соблюдения требований, предусмотренных ст. 123.3 КАС РФ. По сложившейся практике заявления о вынесении судебных приказов составляют даже не юристы, как это было раньше, а работники отдела урегулирования задолженности, отсюда вытекает и низкое качество представляемых заявлений.
Так, в некоторых заявлениях о вынесении судебных приказов о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц в заявлениях только указывают, что «должник является плательщиком налога на имущество, поскольку имеет в собственности недвижимое имущество» ( это дословная формулировка) и больше никаких данных :-какое имущество он имеет в собственности , где оно расположено, является ли он собственником доли имущества или весь объект находится в его собственности в заявлениях налоговая инспекция не указывает.
В заявлениях о взыскании недоимки по земельному налогу не всегда указывается способ владения должником земельным участком:- на праве собственности, аренды, безвозмездного пользования, месторасположение земельного участка.
В заявлениях по транспортному налогу не всегда указывается, на какие транспортные средства начисляется налог.
Никогда в заявлениях не указывается:
-в результате чего образовалась недоимка по налогу в указанном размере (должник не оплатил налог полностью или проплатил его частично или налоговой инспекцией был доначислен налог уже после уплаты, а должник не оплатил),
-были ли учтены при исчислении налога льготы, если они есть у должника. Не всегда в заявлениях указывается, за какой период образовалась недоимка.
Все указанные обстоятельства являются юридически значимыми. Отсутствие указанных данных в заявлениях лишает суд возможности в полном объеме проверить бесспорность этого требования, его законность и обоснованность, а также нарушает права граждан, которые получая копии судебных приказов, копию заявления о вынесении судебного приказа (в отличии от искового производства документы, подтверждающие заявленное требование должнику не направляются), должник не может определить, какое конкретно имущество стало объектом налогообложения, находится ли это имущество у него в собственности (особенно это касается земельных участков), правильно ли начислен налог, учтены ли льготы, если он их имеет. Если бы эти обстоятельства, указывались в заявлениях, как того требует ст. 123.3 КАС РФ, то количество обращений граждан и суд и в налоговую инспекцию значительно уменьшилось бы.
Таким образом, когда заявления налоговой инспекции о вынесении судебных приказов не соответствуют требованиям ст. 123.3 КАС РФ закон не предусматривает возможность возвращения этих заявлений заявителю и судья вынужден принимать эти заявления, которые заведомо не соответствуют требованиям закона, что подрывает авторитет судебной власти и самое главное приводит к нарушению прав граждан.
Большое количество поступающих заявлений налоговой инспекции о вынесении судебных приказов одномоментно (а заявления о вынесении судебных приказов по-прежнему поступают партиями по 15-60 шт.) дестабилизирует нормальную работу судебных участков. Судья, работники аппарата практически ежедневно большую часть рабочего времени в период поступления заявлений тратят на вынесение и исполнение судебных приказов.
Постоянно на судебные участки обращаются граждане с жалобами по поводу выданных судебных приказов и работники суда вынуждены тратить значительное количество рабочего времени для решения этих вопросов.
Многие граждане даже будучи не согласны с судебным приказом полагают, что им проще заплатить 200-300 рублей, чем защищать и отстаивать свои права. Учет таких обращений в суде не ведется.
Особо необходимо подчеркнуть, что налоговая инспекция никогда не прикладывает к заявлениям документы, подтверждающие обоснованность требований. К заявлениям о вынесении судебных приказов прикладываются только карточки учета имущества, транспортного средства, земельного участка в электронном варианте, которые сформированы самими работниками налоговой инспекции по имеющимся у них в компьютере базе данных и ими же заверенные. Имеются случаи, когда база данных не соответствует фактическим данным, что влечет за собой незаконное обращение в суд налоговых органов. Такие карточки учета не соответствуют требованиям, предъявляемым к документам в гражданско-правовом смысле.
Мировой судья Н.Ю. Иванова
Исп. Сумкина Елена Викторовна помощник мирового судьи